+7 937 313-82-31

Преодоление критических состояний

 

Не загоняй себя в тупик
 

В своей жизни каждый из нас постоянно сталкивается с множеством ситуаций, с очень разными людьми, а нередко – и сам с собой, и не всегда знает, когда и как себя вести, что делать, чтобы найти нужный выход из положения? Этой теме я и решила посвятить свой рассказ.
Конечно, невозможно в один момент научить человека быть всегда находчивым и быть победителем любых проблем, но сегодня вы узнаете о ряде моментов, которые позволят вам решать свои проблемы менее болезненно, чем, к примеру, сейчас.
В детстве все мы слушали и читали сказки и наверняка многие помнят историю барона Мюнхгаузена о том, как он, попав в болото, вытянул из него себя за волосы. Вы скажете – сказка, но по сути именно так происходит с нами в жизни, когда неудачи и промахи «топят» нас, погружая в апатию или депрессию, а удачи и радости поднимают над всеми неприятностями и заботами. Ведь в жизни человека многое зависит от него самого. «Конечно…» - скажете вы с недоверием. Да, можно не знать, что произойдет с нами на следующий день – пойдет дождь или снег, придет вовремя троллейбус или нет и т.д. Однако окружающие обстоятельства в нашей жизни – это не самое главное, главное то, КАК МЫ РЕАГИРУЕМ на эти обстоятельства, умеем ли мы думать и действовать так, чтобы превратить эти обстоятельства из плохих в хорошие или, по крайней мере, полезные для опыта на будущее. Поэтому, чтобы не быть щепкой в океане жизни, для начала нужно научиться разбираться в себе, своих мыслях и чувствах, чтобы понять, как мы сами влияем на свою жизнь.
Человек, который хочет добиться положительных внутренних изменений, должен научиться задавать себе простые, но обладающие в некоторых случаях волшебной силой, вопросы – вот они:
1. Что происходит со мной в данный момент? (конкретизирую - что я сейчас делаю, что чувствую, как дышу, о чем думаю)
2. Чего бы мне хотелось в следующий момент? (то есть – хочу ли я продолжать думать, действовать и чувствовать так же, как сейчас, или хочу что-то изменить) Вы можете прямо сейчас задать себе эти вопросы. Ничего не заметили? Например, даже само по себе сосредоточение на внутренних ощущениях замедляет дыхание и позволяет «уйти» ненужным мыслям из головы. Кроме того, задавая себе подобные вопросы, человек оказывается только «здесь и сейчас», стало быть, освобождается от состояния, в которое порой незаметно для себя сам себя и погружает. Многие важные изменения с человеком могут произойти в результате одного лишь осознания того, что происходит в данный момент, без всяких усилий с вашей стороны. Важно понимать, что внутренние изменения происходят с человеком тогда, когда он становится самим собой, а не тогда, когда старается быть «как другие» или «как должно быть».
Научиться останавливаться и осознавать себя – это первый шаг в ситуации, когда необходимо принять верное решение. 

Второй шаг – научиться осознавать свои мысли. Как это понимать? 

Сначала прочитайте эту историю: Однажды у ехавшего по полузаброшенной дороге автомобилиста внезапно спустило колесо машины. К своему ужасу он вспомнил, что не взял домкрат и понял, что не имеет никакой другой возможности поднять машину и сменить колесо. Правда, он вспомнил, что километра три назад проехал автосервис и решил пойти туда пешком, чтобы попросить домкрат. По дороге он думал: «Здесь нет никакой другой возможности найти помощь, если в сервисе мне не захотят помочь или заломят цену за этот домкрат, я ничего не смогу возразить! Я во власти этих людей… Вот ведь, как некоторые пользуются чужим несчастьем!» В хмуром настроении наш герой подошел в автосервису, и когда навстречу ему вышли с вопросом: «Здравствуйте, чем мы можем Вам помочь?», он закричал – «Да подавитесь вы своим домкратом!»
Что показывает нам эта история? То, что может произойти, если мы недостаточно осознаем свои мысли и постепенно они могут стать совсем нереалистичными. Здесь очевидно разрушающее действие фантазии человека: сначала он тратит на создание фантазии столько энергии, что создается полный эффект реальности происходящего, а потом ещё и ведет себя так, как будто его фантазия и есть реальность.
Очень важно вовремя распознавать такие разрушающие фантазии, стараться избавляться от них, потому что как представишь себе исход ситуации, так оно и будет. В таких случаях люди говорят – «Я так и знал», и не понимают, что сами запрограммировали себя на неудачу. Например, ребенок, которому часто говорят: «не промочи ноги, одень сапоги, одень шарф, а то простудишься», действительно болеет чаще других, потому что у него постепенно формируется «образ себя» как человека уязвимого и болезненного. А дальше он и сам начинает беспокоиться, не промочил ли ноги, не схватил ли насморк. Т.е. занимается «самопрограммированием».
У каждого человека очень развито воображение, в этом мы уже убедились. Особенно быстро многим удается представлять свои промахи и неудачи, но ведь можно поступить и наоборот – конечно, с первого раза не у всех это получится, однако если вы постоянно будете стараться перед важным для вас событием во всех красках и с подробностями своих действий и слов представлять положительный исход ситуации и программировать положительный «образ себя», то привыкнете к этому и у вас станет получаться то, что не удавалось раньше.
Это далеко не все способы решения проблем, но над этим можно поразмыслить, а то и попробовать.
А в заключение приведу вам ряд мыслей, которые помогут сделать любую неприятную ситуацию если и не совсем приятной, то хотя бы приемлемой, менее травмирующей наши чувства и полезной на будущее:
- Заметьте, что это Вам уже знакомо и успокойтесь (когда это было в прошлый раз, вы остались живы, ведь так?).
- Дайте этому ощущению внести вклад в Ваш опыт ("Я уже знаю, что так бывает со мной, поэтому могу быть готовым к этому).
- Просто поймите – это так и не может быть иначе, по крайней мере, сейчас. Если бы могло, было бы иначе!
- Вспомнив всё, что Вы сделали, чтобы влезть в эту ситуацию, поймите, что ощущение могло быть намного тяжелее.
- Будьте благодарны за свою способность чувствовать.
Это не так плохо, как ВАШИ МЫСЛИ об этом.
- Примите: плохо это или хорошо, всё вытекает из того, что Вы сами об этом думаете.
- Пожалейте всех людей, которые чувствуют то же самое. (искреннее сочувствие к другим помогает пережить свои беды)
- Подумайте, что нужно сделать, чтобы выйти из этой ситуации.
- Верьте, что Вы достаточно сильны, чтобы справиться с наихудшим. (Бог не даёт нам испытаний не по силам, помните об этом)
- Цените это ощущение – через секунду оно изменится.
- Признайтесь, это помогает Вам лучше понять самого себя.
- Наверное, вы боролись с этим достаточно долго. Возможно, стратегия борьбы не самая лучшая и нужен другой путь?
- По крайней мере, теперь Вы знаете, что такое тяжелый опыт.
- Это дает Вам почувствовать, что Вы живы.
- Другие люди прошли через это, и Вы сможете.
- Это научит Вас Вашим ценностям, давая понять, ЧТО Вам неприятно.
- Признайте – то, что Вас мучает, всё же не самое главное в жизни.
- Знайте – в конце концов Вы придете к миру и спокойствию. Так почему бы не прийти к нему прямо сейчас?

(первая публикация в газете Психологической службы МВД РБ) 1999 год

Подготовка к поведению в критической ситуации
 

Каждый из нас время от времени попадает в такие ситуации, когда не может понять сразу — как себя вести или уверенно чувствовать, чтобы не принимать «близко к сердцу» чьи-то слова или действия, которые нас раздражают либо больно ранят? Какую ситуацию следует считать критической и как действовать в этой ситуации наиболее эффективным образом?

Ситуацию, которую человек воспринимает для себя как опасную, неопределенную, связанную с повышением ответственности, необходимостью рисковать, необходимостью находиться и действовать в незнакомых для человека условиях, а также ситуацию, которая вредно отражается на самооценке человека, когда страдает его чувство собственного достоинства, можно назвать критической. Почему критической? Именно в таких ситуациях усиливается воздействие на человека стрессогенных факторов, стало быть, возникает определенный кризис. Человек попадает в критическую ситуацию и его организм реагирует следующим образом:
— сначала возникает состояние тревоги, вызванное стрессором (раздражителем извне), в это время организм оценивает характер воздействия, возникает чувство неопределенности;
— затем все силы организма мобилизуются для преодоления возникшего затруднения и оно либо успешно преодолевается, либо человек адаптируется к своему новому состоянию и эта ситуация уже не воспринимается им как критическая, либо наступает следующая стадия реагирования;
— если организм длительное время находится под воздействием стрессоров и человек не способен их преодолеть, наступает истощение.
Стресс представляет собой биологически целесообразную реакцию организма, ведь благодаря стрессорам организм имеет возможность мобилизовать все свои силы и способности, а преодолевая трудности, человек становится сильнее. Но — каждый ли человек может преодолеть эти трудности? От чего зависит эта способность? Почему на одних людей стрессоры могут воздействовать ОТРИЦАТЕЛЬНО, а на других — нет?
Причина в том, что большинство людей не задумывается над тем, что их реакции находятся в их же власти, и что они не обязаны каждый раз реагировать на что-то, раздражаться и вести себя под воздействием стрессоров как флюгер на ветру. Как это понять?
Представим себе такую ситуацию: Вы сидите дома, никуда не спешите, уютно расположились в любимом кресле и собрались почитать (посмотреть интересную передачу, съесть что-то вкусное, растягивая удовольствие). Вдруг неожиданно для Вас раздается резкий телефонный звонок. Ваша реакция, скорее всего, такова — Вы вздрагиваете, возникает чувство недовольства, Вы срываетесь с места, чтобы взять трубку. Что произошло? Ваши планы сорваны, настроение изменилось, но почему? Потому что Вы в очередной раз отреагировали ПРИВЫЧНЫМ ОБРАЗОМ, не задумываясь о том, что САМИ ПО СЕБЕ внешние сигналы не имеют над нами власти, ведь у них НЕТ СИЛЫ, чтобы сдвинуть нас с места. Следовательно, каждый из нас может выработать в себе другую привычку — ПЕРЕСТАТЬ реагировать на внешний сигнал так, будто мы ему подчинены, стать хозяиномсвоих реакций, что, в свою очередь, позволит использовать эту способность в повседневной жизни и стать более стрессоустойчивым человеком, научиться САМООБЛАДАНИЮ.
Из школьного курса биологии вы наверняка помните об экспериментах ученого Павлова на собаках, в результате которых у собак выработался условный рефлекс: после звонка у собаки начинала выделяться слюна, потому что прежде в этот момент ей каждый раз давали пищу. Также и для каждого из нас определенный внешний раздражитель служит сигналом к тому, чтобы предпринять привычное действие и мы делаем это, не задумываясь.
Первый шаг на пути избавления себя от поведения «собаки Павлова» — запомнить, что в ответ на внешний раздражитель совсем не обязательно бросаться сломя голову и реагировать так, как привык, а сказать себе: Я НЕ ОБЯЗАН РЕАГИРОВАТЬ. Поскольку мы люди, а не животные, то имеем возможность реагировать на любую ситуацию не по привычке, а ОСМЫСЛЕННО. Тем более, что в поседневной жизни нас окружает великое множество «звонков», и если мы сами не позаботимся о своих реакциях и настроениях, то за короткий срок рискуем превратиться в неврастеников и жертв обстоятельств, голова которых при этом постоянно занята тревожными и непродуктивными мыслями.
Сознание человека практически никогда не бывает пусто. Каждый постоянно о чем-то размышляет, особенно находясь наедине с собой, и мысли эти могут быть как полезными, так и разрушительными, наполняющими наше существование проблемами. Внутренний мир человека, который находится в состоянии бодрствования, складывается из таких частей — разум, эмоции, телесные ощущения. Переживание психологической проблемы развивается в такой последовательности: негативные мысли (или влияние внешнего раздражителя) вызывают негативные эмоции, переживание негативных эмоций вызывает определенные телесные ощущения.При негативных эмоциях и ощущения бывают неприятными — напряжение в мышцах, головная боль. При длительном нахождении в негативном состоянии возможно развитие болезней — гипертония у людей несговорчивых, язва желудка у людей тревожных, боязливых и неуверенных в себе и пр.
Однако, вышеупомянутые части, заполняющие наш внутренний мир, живут в разном ритме: мысли — наиболее скоротечный, мимолетный процесс, эмоции — процесс более замедленный, дольше затихающий; внутренние физиологические ощущения могут протекать наиболее длительно. Таким образом, проще всего «поймать» себя на ощущениях. Кроме того, наши ощущения всегда у нас «под рукой». Что это за ощущения? Наши дыхание, температура, пульс. Эти ощущения являются спасительными поручнями, за которые можно держаться, чтобы помочь себе и избавиться от неприятных (неконструктивных, вредящих вам) мыслей и эмоций.
Когда мы захвачены какой-то негативной идеей, мы можем СОСРЕДОТОЧИТЬ СВОЕ ВНИМАНИЕ НА ОЩУЩЕНИЯХ, связанных с этой мыслью, и в результате такого погружения в ощущения освободиться от негативных эмоций, уйти из-под влияния этой идеи.
Существует ряд простых приемов, с помощью которых можно отучиться реагировать на раздражители привычным образом и сделать свои реакции осознанными, следовательно, стать хозяином своих реакций (а вместе с ними и мыслей, чувств, всей своей жизни) и не позволить ситуации или другим людям влиять на наши эмоции и настроение.
1 прием: ЗАТЯГИВАНИЕ РЕАКЦИИ НА СИГНАЛ.
Смысл приема состоит в том, что затягивание реакции на сигнал позволяет снять мышечное напряжение, а в расслабленном состоянии человек не способен испытывать негативные эмоции и чувства, следовательно, поведение человека и принятые им решения в таком состоянии будут более осознанными и не зависящими от минутного настроения.
Конкретные способы, помогающие затянуть реакцию на внешний раздражитель:
— во рту провести языком по нёбу;
— расслабить мышцы живота, кистей рук, плеч (именно в них «накапливаются» такие эмоции как гнев, раздражение, страх — расслабив эти мышцы, Вы сразу избавитесь от эмоций, их сопровождающих);
— медленно («про себя») сосчитать до десяти;
— сделать глубокий вдох и выдох несколько раз подряд;
— задать себе вопрос: Как я сейчас дышу, что я чувствую? (сосредоточение на дыхании само по себе замедляет его, делает ровнее, что вызывает ощущение спокойствия).
2 прием: МЫСЛЕННОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ.
Чтобы успокоиться в ситуации, вызвавшей Ваше раздражение, мысленно представьте себя в расслабленном состоянии. Лучше сделать это помогает представление себя лежащим в теплой воде в ванной, на пляже под солнцем либо воспоминание эпизода из своей жизни, которое вызывает у Вас только приятные чувства. Можно даже специально запомнить какой-то случай, когда Вам было очень хорошо, причем во всех подробностях и красках, чтобы затем призывать это воспоминание себе на помощь, чтобы снять внутреннее напряжение.
3 прием: ЭМОЦИОНАЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ ТОЛЬКО НА ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС.
Иной раз, попав в трудную ситуацию, человек не может сосредоточиться из-за того, что вспоминает свои прошлые ошибки и неудачи или начинает заранее беспокоиться за исход ситуации и незаметно для себя начинает испытывать те эмоции разочарования или тревоги, которые отнимают его энергию. Умение человека правильно(конструктивно, на пользу себе) думать и принимать решения состоит как раз в том, чтобы вовремя «поймать себя» на лишних мыслях и отделить фактическую ситуацию, в которой он находится сейчас, от тех вымыслов, которыми он нагрузил своё сознание. Тогда удастся сконцентрироваться на решении задачи, которая требует его внимания только в этот момент.
4 прием: НЕ ПУТАТЬ ВОЛНЕНИЕ И СТРАХ.
В критической ситуации у любого, даже хорошо владеющего собой человека, возникает состояние волнения. Но многие, поддаваясь панике, путают это чувство со страхом, полностью отдаваясь переживанию ощущения тревоги. Нужно помнить, что волнение — это естественное и нормальное состояние в стрессовой ситуации, удивляет скорее полное отсутствие волнения. Потому важно, осознав волнение, не отдаваться ему, а просто зафиксировать его в своем сознании как естественный факт и сохранять присутствие духа.
Для тренировки по описанным приёмам вам не потребуется специальных условий, ведь в течение дня каждый из нас встречается с множеством раздражителей. Поэтому, если каждый раз в ответ на внешний раздражитель пробовать один из приемов обучения самообладанию, то уже спустя неделю вы почувствуете положительные изменения внутри себя, ваше сознание станет более ясным и восприимчивым к новой информации, и в будущем вы сможете с достоинством выходить не только из обыденных жизненных ситуаций, но и из ситуаций критических.

(первая публикация в газете Психологической службы МВД РБ) 2000 год 
 

Конструктивное вместо деструктивного - это возможно!

 

Снова наброски мыслей  Кому-то покажутся простыми и не требующими "разжёвывания", а кому-то — нужными именно в тот момент, когда они это прочитают. Все мы разные, не следует об этом забывать. А посему — не будем торопиться судить или смотреть свысока. Если для кого-то что-то является пройденным этапом — идите своей дорогой, а если кому-то поможет — буду рада.
Цель и средства
У меня нередко бывали люди, которые искренне хотели прийти к взаимопониманию и миру в отношениях, но не могли этого сделать, при этом искренне недоумевали — ну что мы делаем не так, почему не получается? Начинаешь узнавать, что делали, оказывается — спорили и ссорились. Вот так: желая достичь в качестве цели мира, средством для его достижения выбирали ссору. И как, разве таким средством можно достичь такой цели?
Или, к примеру, женщина — красивая, неглупая, и не стерва вовсе, но одинокая, неудовлетворённая жизнью и людьми, и не верящая в возможность того, что её личная жизнь наладится, хотя втайне очень этого желающая. Что делает она, желая обрести "вторую половину" в виде мужчины, которому она понравится и который понравится ей? Она ведёт себя весьма независимо, порой даже высокомерно, абсолютно не видит себя со стороны, настолько, что даже её внешний вид "говорит" сам за себя: отойдите от меня все и не приближайтесь! Не будем говорить о механизмах подобного поведения, долго получится. Речь о другом: снова налицо несоответствие цели и средств для её достижения.
Друзья, ведь вы знаете: войной к миру не придёшь. Отталкиванием людей никого к себе не привлечёшь. Подумайте, почему у вас иной раз (а у кого-то почти всегда) не получается то, чего вам так хочется? Те ли средства для достижения своих целей вы выбираете? Не проще ли идти к взаимопониманию стремлением понять другого, а не ругаться? И не проще ли улыбнуться кому-то, если ты хочешь, чтобы улыбнулись тебе? Выбирайте средства, которые приближают вас к цели, а не отдаляют от неё на расстояние, которого преодолеть не удастся. Если вдуматься, разве это сложно?
О взаимопонимании и внимании
Он: "Я стараюсь делать для тебя всё, что я могу".
Она: "Я стараюсь делать для тебя то, что нравится и приятно тебе".

Улавливаете разницу? Не всегда то, что может и делает один, нужно для другого. Например, какая радость в том, что он сделал ей подарок, если она хотела, чтобы он обнял её?
Люди, подумайте, всегда ли то, что вы делаете своим близким, им нужно? Если вы и правда хотите доставить радость другому, может быть, стоит узнать, какой знак вашего внимания необходимее этому человеку — тот, который считаете возможным вы, или всё же тот, который нужен ему?
И всё, и не будет чувства "оскорблённой неблагодарности" у одной стороны, и чувства дефицита внимания — у другой.
Ошибки взаимопонимания
Ошибки во взаимопонимании начинаются в самом начале общения людей. Мы ошибаемся именно в тот момент, когда думаем, что поняли человека, точнее - что поняли смысл сказанных им слов. А ведь в одном и том же слове у каждого – свой смысл. А слов так много, значит, смыслов ещё больше, у каждого – своих. Даже если значение какого-то слова известно всем. Прежде чем обидеться или расстроиться от услышанного, спросите себя: А вдруг я ошибаюсь? И спросите своего собеседника: Я верно понял, ты хотел сказать вот об этом…(и скажите своё понимание его слов)? Чаще всего обид и конфликтов можно будет избежать до того, как они начались, потому что если нам удастся остановиться, чтобы понять другого, мы не успеем «кинуться в обиду», отреагировав привычным для себя образом. Мы сотворим маленькое чудо – поймем другого человека и изменимся сами – благодаря достигнутому пониманию не будет причин обижаться, а значит, раздвинутся границы нашего поведения и отношений с людьми. Нам вдруг станет понятна простая истина: люди говорят нам что-то не с целью задеть нас, они просто говорят каждый о своих смыслах и своем понимании. А нужно ли обижаться и реагировать на то, что другой человек видит этот мир иначе, чем мы?
Конструктивные действия вместо деструктивных мыслей
Бывает, что человек с кем-то поссорился, или на кого-то обижен, или обижен кем-то, или просто не заметил, как на него "напало" плохое настроение. Причин может быть много, последствия одинаковые — подавленное состояние, выход из которого произойдёт, как правило, нескоро, и у многих по воле случая, а не с собственной помощью себе. Что делать, когда Вы понимаете, что помощи ждать неоткуда, а находиться в этом состоянии очень болезненно, а потому не хочется?
Взять себе за правило в любой подобной ситуации подумать: Я могу обижаться, расстраиваться и погружаться в пучину мрачных мыслей, потом ещё долго переживать свою несчастность, теряя при этом собственные силы (ведь грусть и боль изматывают). Но я могу и другое: постараться понять, что если мой образ мыслей или действий (равно как и стиль общения с другими людьми) привёл меня к такой безрадостной ситуации, значит, я за это в ответе и значит, я могу это изменить — я могу научиться поступать иначе. Как это сделать? Для начала вместо переживаний я могу задуматься, какой урок мне нужно извлечь из произошедшего? И первый урок во всех таких ситуациях (независимо от причин и действующих лиц) — не погружать себя в пучину печали, а действовать. И действовать не так, как раньше (чтобы не получить тот же нежелательный результат), а иначе. А вот как — иначе? — и надо думать. И именно на это направить свои мысли и силы. Человек, всегда использующий только один путь, очень ограничивает себя в возможностях и выборе. Тем более если на практике доказано, что этот путь не приводит к желаемым результатам. Зачем постоянно повторять одно и то же? Чтобы опять потерпеть поражение? Но ведь вряд ли мы хотим этого. А если хотим другого, то и действия нужно предпринимать другие. Придумывайте новые пути и способы решения проблем. Наблюдайте за теми людьми, кто поступает иначе и достигает желаемых результатов. Читайте, пробуйте, учитесь. На это действительно стоит тратить свои силы и думы. 
Что это даёт и зачем это делать? В любом человеке есть конструктивное и деструктивное: первое помогает создавать и улучшать, а второе ведёт к разрушению и ухудшению (своего самочувствия, отношений с людьми и т.д.). Перечисленные выше мысли и вопросы написаны мной для того, чтобы помочь вам конструктивно мыслить и поступать. И выбор за вами — действовать во благо себе (конструктивно) или во вред (деструктивно). Конечно, когда привыкаешь реагировать одинаково грустно в течение многих лет и пробуешь начать что-то другое, выясняется, что поступать во благо себе на первых порах гораздо сложнее, ведь тянет инерция — привычка жалеть себя, винить других, обстоятельства, да и просто лень. Но зато как легко и приятно становится потом, когда самостоятельным трудом вырабатываешь в себе новые навыки реагирования, развиваешь себя, становишься более гибким и подвижным — как в своём мышлении, так и в поведении. Разве это не стоит усилий в течение некоторого времени, чтобы благодаря сегодняшней работе над собой обрести совсем иное своё СТАБИЛЬНОЕ завтра?

впервые опубликовано 3 сентября 2014 

 

Детские психотравмы и их влияние на поведение взрослого человека 

 

Я начинаю писать каждый раз, когда какая-то задача складывается в законченный рисунок. В этот момент всегда возникает желание поделиться понятым с другими людьми, чтобы каждый, кто стремится работать над собой с желанием жить более радостно и счастливо, мог воспользоваться моими мыслями и выводами.
Сегодня хочется на примере показать, каким образом психологические травмы из детства могут существенно влиять на поведение взрослого человека. В процессе описания примера и после него укажу на ряд признаков, по которым каждый из вас сможет поработать самостоятельно, чтобы избавиться от мучающих его последствий детских психотравм, если таковые имеются в наличии. 
Итак, моя клиентка - женщина средних лет, очень болезненно воспринимающая ситуации, связанные с конфликтами. Сама для себя она всегда пыталась понять - почему некоторым людям спорить и даже ссориться доставляет удовольствие, а её в таких ситуациях охватывает состояние полной беспомощности и даже ужаса (и, соответственно, желание во что бы то ни стало избегать таких ситуаций, а также и людей, которые находят в конфликтах определенный источник питания). Не задумывалась раньше глубоко, однако очередной конфликт, причем, совсем незначительный на взгляд её знакомых и друзей, дал ей возможность увидеть, что её реакция в данном случае неадекватна. 
Что значит неадекватность? Назову это явление несоответствием силы и характера ответной реакции на поступивший извне раздражитель. И обращаю ваше внимание,что неадекватная реакция на что-либо - это один из первых и основных признаков, по которым каждый из вас может сделать вывод о наличии проблемы в какой-то области своего поведения.
Начинаем вспоминать все случаи из её жизни, в которых она наиболее сильно страдала от конфликтов, находим даже работу, с которой она уволилась по причине "невыносимой" атмосферы в коллективе, хотя работа была руководящая и хорошо оплачиваемая. В итоге приходим к самому раннему воспоминанию, где и сложились основные связи и механизмы, работавшие по сей день в её ответных реакциях. 
Почему воспоминание должно быть из детства и почему вообще причины неадекватного реагирования находятся в раннем возрасте? Потому, что в детстве для ребенка многое непонятно и именно в этом возрасте образуются совершенно нелогичные связи и цепочки, составляющие механизмы наших реакций, которые потом сложно бывает объяснить рациональным образом, ибо сложились они в детском мозгу, а значит, не на рациональном, а на чувственном уровне. Однако воспоминание о ситуации (чаще - ситуациях, за один раз такое обычно не складывается), "запустившей" подобный механизм, помогает расставить всё по местам, и остается лишь задать ряд уточняющих вопросов, чтобы осознать всё полностью и отпустить всё это с пониманием, что прошлое - всего лишь картинка, отпечатавшаяся в мозгу человека. А любую картинку можно стереть. И поможет вам в этом "стирании" психолог, либо вы сами - самим фактом осознавания травмирующих моментов, происходивших в вашей жизни, в процессе тренировки осознанного поведения.
Итак, вернемся к детским травмам моей клиентки. Она помнит, что не один раз просыпалась в детстве от шума или голосов родителей, которые ругались между собой, когда папа приходил домой нетрезвым. Что происходило с ней тогда? Я попросила описать чувства, которые она испытывала. Первое - это испуг, возникающий от того, что пришлось неожиданно проснуться от шума, а однажды это был просто дикий крик (в ту ночь папа выпил уксус, наверное, перепутал напитки...). Второе чувство - ощущение своей беспомощности в том, чтобы прекратить это, ведь она понимала, что маленькая и не может ничего сделать. Ей было непонятно, почему родители ругаются или дерутся, ведь она любит их обоих! Третье, что примешано ко всему этому - огромное желание прекратить или убежать, чтобы не слышать и не знать, что так бывает.
Представляете? И это были простые "разборки" родителей, которые думали, что их дети в это время спят, а днем у них всё было чинно и спокойно. А какие травмы выносят те, кто был прямым свидетелем тяжелых побоев?..
Вернемся к моей клиентке. В течение жизни с родителями никто не объяснил ей, зачем все происходило именно так, да и как могли дать какие-то объяснения люди, которые сами не понимали причин своего поведения?
Итогом этих детских травм стала реакция на конфликты - испуг, беспомощность, желание убежать. Плюс побочный эффект на многие годы - сильное сердцебиение и чувство страха, если среди ночи пришлось проснуться от какого-то шума.
И ведь как устроена жизнь - неспроста говорят, что Бог дает человеку возможность научиться чему-то, возвращая его в какую-то ситуацию до тех пор, пока человек не выйдет из неё с нужным для себя выводом
В жизни моей клиентки была не одна работа, где её сопровождали и окружали конфликтующие люди. Сначала она просто плакала в таких ситуациях, потом научилась предвидеть их и избегать - стараться не оказываться в тех местах, где её могло что-то больно ранить. Естественно, делала она все это неосознанно, просто по причине того, что у неё каждый раз возникала детская реакция, с которой она не могла справиться. Ибо не знала, что это за реакция, а думала, что её окружают злые люди и искала место, где обстановка будет спокойнее.
Кроме того, у неё была работа, на которой ей часто приходилось вставать среди ночи либо по тревоге, либо от ночных телефонных звонков, за которыми следовал вызов на работу по причинам, как правило, негативного характера. Механизм испуга закреплялся. Проблема не решалась конструктивным образом. Потом случилось так, что она вообще устроилась на работу, связанную с ночными дежурствами и телефонными звонками. И именно эта работа помогла ей избавиться от ночных испугов, потому что причиной звонков был не негатив, а рабочая ситуация. Организм не может пугаться вечно, он просто адаптируется.
А вот от своей детской реакции беспомощности в ситуации конфликта она смогла избавиться только тогда, когда осознала, в какой момент всё сложилось и с какими чувствами было связано.
Подводя итог, хочу дать вам ряд "ключей", которые помогут разобраться в своих травмах и вывести их на уровень осознания, чтобы стереть эту картинку и начать реагировать спокойно и по-взрослому на то, что до сей поры не давало вам покоя из-за ошибочно сложившегося типа реагирования.
Итак, первое, на что нужно обратить внимание - это ваша неадекватная реакция на какой-то из внешних раздражителей. 

Второе - необходимо вспомнить повторяющиеся ситуации, из которых вы не можете выйти свободно, каждый раз сталкиваясь либо со своими слезами, либо со страхом, либо ещё с каким-то негативом. Найти в этих ситуациях то, что их объединяет, и постараться вспомнить из своего раннего возраста что-то, что стало "пусковым механизмом" такой вашей реакции. 

Третье - тщательно "вытащить на поверхность" все свои чувства и ощущения, связанные с той ситуацией, проанализировать эти цепочки, обратить внимание на их нелогичность и привязку именно к той ситуации. Понять, что вы научились реагировать таким образом в тот момент. Однако того момента уже нет и теперь вы можете научиться реагировать иначе, особенно после того, как завеса непонятности спала.
Постарайтесь представить, сколько ещё дополнительных мелких "ниточек" может быть привязано к той ситуации и реакциям, которые накладываются на сложившийся механизм с течением вашей жизни. Вспомнив одно, вы сможете распутать весь "клубок" и поймете - как сделала это моя клиентка, что её далеко не всегда окружали злые люди, желающие её напугать и заставляющие чувствовать себя беспомощной - что всё это делает каждый раз однажды запущенная реакция. 
Желаю вам терпения и успехов в работе со своими "непонятностями". Знайте, что все они могут быть подняты на поверхность нашего сознания, если в какой-то момент остановиться, не среагировав привычным образом, и задуматься: а не пора ли взглянуть в глаза своим страхам, ведь так надоело чувствовать себя беспомощным там, где другие люди действуют легко и свободно? А затем избавиться от старых страхов и ошибочных реакций навсегда.

 впервые опубликовано на сайте "Быть собой" (ныне не существующем), 23 ноября 2014, 06:21 

 

"Панические атаки" или "просветление"?


  Я давно «вынашивала» мысль о том, чтобы написать на тему схожести и различий между состояниями панической атаки и просветления у людей. Но по разным причинам откладывала. А вот на днях получила в группе «ВКонтакте» вопрос, который позволил коснуться этой темы. В итоге, отвечая, составила совсем неплохую инструкцию о том,
- как повышать свою осознанность,
- чем вреден в познании нового человеческий ум (точнее, определенная работа ума) и о том,
- каким образом страх заменяется доверием.
  Не буду ничего менять ни в тексте вопроса, ни в тексте ответа. Лишь выделю основные для общего понимания моменты, которые применимы не только к теме ответа на конкретный вопрос, но и к теме развития человека вообще.

ВОПРОС: Здравствуйте! 
Возможно, мой вопрос покажется Вам очень странным. Как научиться преодолеть страх в развитии своих способностей? Я обладаю некоторыми способностями в области эзотерики (экстрасенсорики). Но, иногда, я боюсь своих способностей. Боюсь перепутать миры, так как в астральном мире мне интереснее, многое получается, и все это похоже на сказку (многим это не доступно, поэтому им это абсолютно чуждо). Дело даже не в том, что я чувствую себя «не как все», к этому я привыкла, а в том, что боюсь сойти с ума – перепутать границы между «мирами» (если Вы понимаете, о чем я). Вот уже на протяжении двух лет, я пытаюсь «заглушить» эти способности. Мне это не всегда удается… Все это время, я чувствую, что мне чего-то не хватает, мне не комфортно с собой, способности требуют «выхода». Их игнорирование разрушает меня. Я понимаю, что все «это» (способности) сильнее меня, я это полностью принимаю, но страх сойти с ума, иногда, гораздо сильнее. Мне все это интересно, я бы хотела развивать способности дальше, так как их игнорирование не идет мне на пользу. Но страхи отчасти мешают мне и разрушают. Надеюсь, что Вы правильно меня поняли. Я нахожусь в здравом уме и твердой памяти.

ОТВЕТ: Здравствуйте и Вам!
Ваш вопрос не просто не кажется мне странным, он мне понятен. Я постараюсь осветить Вам основные моменты, на которые следует обратить внимание в работе со своим восприятием, чтобы помочь Вам перестать думать, что от наличия определенных способностей можно сойти с ума. А если у Вас останутся вопросы и желание попрактиковаться, то можете затем обратиться ко мне лично. Я с удовольствием с Вами поработаю.
Начать свой ответ мне хочется с этой цитаты: Если бы двери восприятия были чисты, всё предстало бы человеку таким, как оно есть — бесконечным. (Олдос Хаксли)
Когда со мной впервые случилось переживание подобного рода (не стану утверждать, что оно было аналогично Вашему, ведь в «чужую «шкуру» не влезешь»), я испытывала какое-то кружение, хотя понимала, что нахожусь дома, на диване и вроде бы я здесь, а по ощущениям происходило такое, как будто меня несет в воронку, вокруг шум и много ещё чего такого, что может напугать несведущего человека (кстати, намного позже прочитала о подобном состоянии у Пауло Коэльо в книге "Валькирии").
Чем плох ум, с которого люди боятся "сойти"? Ум – это своего рода машина, которая будто бы анализирует, классифицирует, объясняет и соотносит. Почему написала «будто бы» анализирует? Потому, что на самом деле работа ума – это часто не действительный анализ происходящего, а лишь поиск соответствий в нашем опыте уже имеющегося и отнесение нового к тому, что имеется. Ум в таких случаях тормозит развитие человека и понимание им реальности. Он не дает возможности узнать, он заводит в тупик – ведь если такого переживания нет, значит, это нечто опасное. И после такой трактовки ума человек начинает бояться происходящего. Пока Вы боитесь, Вы отождествляетесь с умом. Понимаете? Это не Вы боитесь, это Ваш ум боится того, что ему неизвестно. Но когда Вы «отодвинетесь» от восприятия происходящего только через ум и поймете, что оно бывает и иным, все страхи уйдут. Ибо они в принципе беспочвенны. И это Вам подтвердит как опыт других людей, испытывавших подобные переживания, так и Ваш собственный опыт, который Вы пока из-за работы ума не можете оценить в нужном свете.
Теперь продолжу о том своём первом опыте, чтобы Вы воспользовались моими рассуждениями для себя. Так вот, несло меня в эту воронку, несло, и вдруг я подумала: Мои ощущения – это непонятно и страшно, я чувствую, что меня уносит, но при этом я знаю, что нахожусь в комнате, ведь когда я открываю глаза, я вижу всё, что в ней находится. Так! – осенила меня следующая мысль – а кто вообще всё происходящее фиксирует? Ведь нет никого другого в этой комнате, кроме меня! А если это делаю я, то значит, я здесь и никуда не деваюсь. После этой мысли всё мгновенно встало на свои места и кружение прекратилось. Так мне удалось тогда установить связь со своим Внутренним Я. Все, кто занимается развитием своих способностей или хоть раз переживал состояния просветления, называют это Внутреннее Я по-разному: Бог в человеке, Первое Я, Самость и так далее. Название не так важно, как важна вот эта установленная связь. Когда Вы четко осознаете, что тот человек, с которым нечто происходит – это Вы, но и тот, кто это наблюдает и соответственно не дает Вам никуда уйти – это тоже Вы, у Вас эта связь установится. И тогда придет не просто понимание, а доверие как к себе (точнее, к своей Самости, тому Внутреннему Я), так и ко Вселенной.
С приходом доверия уходит страх. Надеюсь, что я написала понятно. Поэтому в случаях, когда Вы боитесь перепутать миры, знайте, что это может произойти только по Вашей собственной воле, если Вы сами этого пожелаете и никак иначе.
Следующий момент – в том, чтобы повысить свою осознанность и научиться управлять своей волей. Когда Вы будете заниматься практикой в этом направлении, у Вас появится чувство внутреннего баланса, который будет помогать Вам в управлении своими способностями. Без баланса действительно очень трудно и появляется он не враз, а путем выполнения определенных упражнений. Но наработанная осознанность никуда уже потом от Вас не уйдет, а будет лишь помогать. И места для страха не останется вовсе.
Как учиться осознанности? Вполне может быть, что Вы упражняетесь в данном направлении, но все же дам ссылку на статью со своего сайта, в которой я собрала основные упражнения для обучения этой самой осознанности. Она нужна не только тем, кто обладает экстрасенсорными способностями, она нужна каждому человеку, особенно в наше время, когда наши умы так старательно пользуют СМИ и прочие желающие попользоваться ими… Для чего нужна осознанность? Для того, чтобы быть в настоящем, чтобы быть с самим собой в ладу, находясь при этом, как Вы сказали, в здравом уме и твердой памяти. А когда человек находится в состоянии «здесь и сейчас» или ещё его можно назвать «Я есмь», им очень сложно (просто невозможно) управлять, невозможно «посеять» в его голову тревогу, панику и прочие эмоционально насыщенные переживания извне. Часто люди сами насаждают себе разные панические состояния и страхи, и живут в них годами. Чтобы не заниматься этим и жить себе в удовольствие, начинать следует всегда с повышения своей осознанности. Статья называется "Практические упражнения для знакомства с собой и обучения самонаблюдению".
Если Вы поставите себе таймер на каждые один-два часа (как Вам будет удобнее) и будете делать эти упражнения регулярно, то состояние осознанности поможет Вам выработать необходимый баланс, чтобы страхи покинули Вас окончательно. Страшно не то, что происходит вокруг, а то, что думает по этому поводу наш ум. А Вы же прекрасно понимаете, что наш ум знает далеко не всё. Потому, вместо того, чтобы бояться, позвольте себе узнать то, что Вам пока неизвестно. Страх ещё никого и никуда не продвинул. Ваш страх основан, скорее всего, на том, что Вы пока не знаете, как всем этим управлять. Начинать управление следует с тренировки – той, о которой я написала выше. Продолжать – расширением границ познания.
У человека всегда есть выбор – начать паниковать или «уйти в просветление» (оттуда несложно вернуться, когда владеешь собой и находишься в связи со своим Внутренним Я). Чтобы не паниковать, помните о том, что вернётесь обязательно, как только захотите, а помогут Вам в этом собственные ощущения – ощущения Вашего тела. Ведь Душа наша живет в этот период времени в нашем Теле. И именно тело помогает возвращаться: фиксируйте внимательно свои ощущения, и Вы не оторветесь от тела. Позволю себе привести ещё один пример из личного опыта. Знаете, я привожу его не потому, что я такая сведущая в каких-то вопросах, а потому, что личный опыт можно хорошо описать и сделать его доступным для других, с пользой.
Так вот, когда со мной спустя несколько лет случилось ещё одно переживание, выведшее меня в другую область, я поняла несколько моментов, о которых написала Вам выше (повышение осознанности и способы возвращения), и кое-о-чём напишу после примера.
Однажды ночью я проснулась от сильного сердцебиения и головокружения. Обычно люди в таких случаях пугаются, некоторые пугаются настолько сильно, что "уходят" со временем в панические атаки. Интересно, что началом панических атак и просветления являются очень похожие симптомы-переживания. А вот КУДА из них уйдет человек, полностью зависит от его восприятия. Если напугается – будет паниковать и дальше, а если решит узнать, что происходит на самом деле, может и узнать)) Когда у меня начались разные непонятные уму ощущения, которых не бывало раньше (или которых не бывает со мной в привычном состоянии бодрствования), я решила не «дергаться» и просто полежать, выравнивая дыхание. Когда дыхание стало глубже, я встала, попила воды, затем вернулась и продолжила наблюдение за своими ощущениями (Просто наблюдение, без всяких названий. Назовёте что-то страхом и будете бояться. А отметите ощущение, не произойдет ничего из дальнейшего "накручивания". Вспомните мультфильм про капитана Врунгеля: Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт!). Именно так, кстати, предлагается поступать тем людям, у которых начинается паника:ровно дышать, фиксировать свои ощущения, но не делать по их поводу никаких выводов. Поступить так может человек лишь осознанно, а не когда им по жизни руководят эмоции. И для этого тоже следует тренироваться, только в течение дня, в свободном и спокойном состоянии.

 Далее, когда я продолжила фиксировать свои ощущения, они совершенно успокоились как симптомы, вызывающие тревогу, и началось совершенно иное переживание. Думаю, оно Вам знакомо и описывать его не стану... по разным причинам.
Мне очень хотелось донести до Вас понимание того, что страх – это не помощник, и что Вы вполне можете овладеть любым своим состоянием и способностями. Надеюсь, что я это сделала. Моё Вам пожелание: практикуйтесь, развивайтесь, совершенствуйте свои способности и не отказывайтесь от них. Главное – употребляйте их во благо, но не раньше, чем начнете чувствовать (а не понимать), что есть благо, а что – вред. Всего Вам самого доброго!


впервые опубликовано 19 декабря 2015