+7 937 313-82-31

Личные особенности человека

Как научиться принимать себя

 

   С чего начинается принятие себя? Сначала - со знакомства с самим собой.

 Причем, с такого знакомства, которое делается без посторонней помощи. Не с оценок, которые дают нам с детства окружающие – значимые для нас (родители, учителя и другие люди, которые становятся нам по тем или иным причинам близкими), и малозначимые (то есть посторонние, хотя многие люди порой обращают внимание и на «оценки» посторонних, ибо приучены так реагировать с детства). Знакомство с собой начинается с узнавания себя: через свои реакции, поведение, с понимания своего отношения к другим и к самому себе, и много с чего ещё. Всё это, конечно, происходит с человеком с детства, однако не всегда. Порой такой процесс начинается уже во взрослом возрасте, и тогда узнавание себя бывает довольно трудным, потому что человек далеко не всегда в состоянии определить, что в нём есть его собственное, а что – приобретенное от других: людей, общества, ценностей, полученных с воспитанием и обучением.
   При «узнавании себя» нужно начинать с самого простого (и чаще всего самого непонятного для людей) – самонаблюдения. Допустим, практически любой человек в состоянии понимать и определять, что ему нравится в еде, а что – не нравится. Точно так же можно узнавать себя и во всем остальном, определяя для себя: вот это мне нравится, это вызывает у меня ощущение внутреннего комфорта, а вот с этим мне сосуществовать неприятно, а вот это просто больно или непонятно. Следующим шагом самоидентификации является сравнение себя с другими. Но сравнение не по принципу «кто хуже или лучше – я или другие?», а задавая себе вопрос «чем мои реакции или поведение отличаются от поведения других людей? Помогают они мне жить так, как я хочу, или мешают?» Всем известно, что все люди совершенно разные, поэтому нет никакой необходимости сравнивать себя с другими с точки зрения оценочной: хороший я или плохой, но есть необходимость найти те моменты в себе, которые затрудняют собственное существование – как в обществе, так и с самим собой, а затем постараться изменить нечто, что мешает самому себе получать от жизни всё, что она может дать человеку.
   Как правило, одним из промежуточных итогов «узнавания себя» становится момент, когда человек сталкивается с тем, что он обычно замечает в других, но никак не хочет признать в себе. Соответственно, с такими «чертами характера» человек обычно борется, считая их негативными и не имеющими права быть (по разным для себя причинам). Однако борьба – не способ понять себя, и уж тем более принять. Что-либо понять в себе и затем изменить это, можно лишь принимая, а не отрицая или борясь.

   С чего начинается принятие в себе того, что отрицается и с чем борешься? С простой констатации факта: это - тоже я и это - моё. Очевидно, что непринятие в себе (а первоначально непризнание самому себе в этом) связано у человека с какой-то личной причиной. Порой не так важно копаться в этих причинах, ибо не всегда они помогают изменить имеющееся на сегодняшний день. Гораздо важнее понять, что пока ты к чему-то в себе относишься отрицательно, не как к своему, у тебя нет возможности найти в этом качестве и что-то положительное, а значит, нет возможности извлекать из него для себя хорошее, или, как об этом пишут в эзотерической литературе - пока отрицаешь, блокируешь в себе эту энергию. Но качество-то есть, и оно «работает» независимо от твоего желания или нежелания его иметь. И от того, что человек не признает его своим, оно "отвечает взаимностью" - блокирует для него то лучшее, что оно могло бы дать, имей человек представление о том, как это качество лучше использовать. Конечно, всё это делается не неким «качеством», человек делает это сам, своим непринятием. Но пока человек не отождествляет себя с ним (своим качеством характера или проявлением поведения или какой-то реакцией), происходит описанное выше "взаимодействие" человека с некоторыми своими "частями". Как только человек "забирает» их в себя, так прекращается и «взаимодействие» такого рода (построенное на отрицании и блокировании), и сопротивление, и его негативные последствия для организма. Вот тут как раз вступает в силу необходимость, о которой говорят: будь честным с самим собой. Это не значит - признайся, что ты недостойный или что-то ещё (смотря как человек относится к отрицаемому в себе качеству), это значит - скажи себе, что вот это тоже я и это моё. А после начинай находить в признанном и присоединенном к себе качестве то приятное, что оно без сомнения тоже в себе несет, или то положительное, что можно использовать в каких-то областях, в которые ты пока не ходил, поскольку думал, что тебе это не по силам. А ты и не мог этого знать, пока отказывался и отрицал нечто в себе…
   Только тогда, когда человек «соберет» в себе всего себя, тогда не станет противоречий и плохого к ним отношения. Потому что, по сути, это отношение не к ним, а к самому себе. Отрицая и не признавая что-то в себе, человек отрицает и самого себя, соответственно, не может идти речи о полном понимании себя, принятии и возможности развиваться и учиться чему-то, что пока не удавалось. Именно за отрицанием и разделением себя на приемлемое и неприемлемое обычно стоит проблема. Но стоит только сказать «Да, это - я, и я – такой. Это не хорошо и не плохо, это факт» - так человеку становится легко с этим жить, и само собой начинает получаться этим "управлять", потому что уходят противоречия. Человек не видит их, пока отрицает что-то в себе или не принимает как своё.

   Самонаблюдение и констатация – это первые шаги к пониманию и принятию себя, и именно они сами по себе уже есть определенный результат. Причем, без всяких споров и борьбы. Да, порой через боль, через изменение отношения к самому себе. Однако вот это самое «отношение» не стоит превращать в нечто глобальное, потому что, опять же, не бывает людей полностью хороших, как не бывает людей однозначно плохих, бывают люди разные. А вот то, что мы делаем с собой – это уже наш выбор. Поэтому отношение к себе – далеко не самое важное, на что следует обращать внимание, стараясь понять себя. Отношение рождается приобретенными от других оценками нас. А ведь человеку гораздо важнее жить в мире с собой, ведь только через мир с собой рождается мир с другими. Поэтому в процессе понимания себя нужно вовсе исключить оценочное отношение (перестать обращать на него внимание, сосредоточиться на том, что ты хочешь о себе узнать, а не на том, какими словами это принято называть). Оценочное отношение не помогает, а тормозит процесс познания. В данном случае самое важное – это не оценки, а понимание, что всё можно изменить и многому можно научиться, если не навешивать на себя ярлыки, порождаемые отношением. Важно также понимание того, что очень многое будет нам по плечу, если мы сможем быть собой, то есть людьми.

 

17 августа 2015, 11:31 (впервые опубликована на сайте "Быть собой")

 

Практические упражнения для знакомства с собой и обучения самонаблюдению

 

В этой статье я хочу предложить вам ряд упражнений. Выполняя их, любой желающий сможет научиться быть более наблюдательным, а значит, осознавать, что с ним происходит, и со временем стать хозяином своих реакций, поведения и мыслей. Предлагаемые упражнения помогут желающим их практиковать, во-первых, познакомиться с собой настоящим – не тем, кем человек привык себя считать, основываясь на своих реакциях из детства или на оценках окружающих людей, а тем, каким он является «внутри себя» – в том состоянии тела, души и ума, в котором он находится в настоящее время своей жизни: эта работа состоит из познания человеком себя через наблюдение и фиксацию (выявление и осознавание своего фактического состояния) собственных реакций, эмоций, чувств, ощущений и мыслей, а во-вторых, будут способствовать формированию новых привычек и поведения. Выполнение практических упражнений и специальных заданий, нетипичных для человека ранее, позволяет ему приобретать новый опыт, благодаря чему он сможет дополнительно осознать нелогичность (а порой и неадекватность) своего поведения в моментах, которые отождествляются его умом с психотравмирующим детским опытом.

При наблюдении за собой каждый человек может отметить, что в течение дня он занимается, помимо повседневных дел, постоянным осмыслением происходящего с ним, а точнее – мысленными разговорами с самим собой. Достаточно большое количество времени человек находится в своих мыслях и даже не замечает, как некоторые привычные действия совершает автоматически и осмысливает совсем не эти действия, а что-то другое. Мысли человека обычно или «уводят» его в прошлое, которого уже нет, или «несут» в будущее, которого ещё нет. В настоящем моменте человек пребывает не так уж часто, как хотелось бы, чтобы это было хорошо для него самого. А ведь сила человека находится в настоящем моменте – об этом сказано не одним мыслителем. Однако зачастую люди растрачивают свои силы на размышления о том, чего не существует в их настоящей реальности и тратят на эти мысли вполне определенные и живые чувства и переживания. Происходит следующее: сначала у человека возникает мысль (которую он может для себя даже не заметить). Эта мысль может быть непродолжительной или даже вовсе мимолетной, однако она рождает эмоции, переживание которых создает у человека определенное настроение, а настроение в итоге может привести и к ухудшению самочувствия человека, если оно имеет негативную окраску и продолжается в течение длительного времени. Для того, чтобы «развернуть» подобную ситуацию и научить человека быть хозяином своих эмоций и мыслей, следует действовать в обратном порядке – переходя от телесных ощущений к формированию настроения и изменению собственных мыслей. С этой целью я использую упражнение, суть которого состоит в задавании человеком себе нескольких несложных вопросов:
1.    Как я сейчас чувствую себя? (здесь имеется в виду не измерение каких-то показателей с помощью медицинских приборов; человеку просто предлагается описать свои внутренние ощущения, «сканируя» себя с головы до ног, например: у меня напряжен лоб, мои руки теплые, моя голова опущена, мои плечи направлены вперед и так далее)
2.    Как я сейчас дышу? (прежде, чем ответить, необходимо в течение некоторого времени сосредоточиться на своём дыхании, почувствовать, насколько оно глубокое или поверхностное, мешает ли что-либо дышать, дышит ли человек грудью или животом, то есть при ответе на вопрос необходимо описать свои ощущения при дыхании)
Эти два вопроса, помимо обучения человека обращать внимание на себя и обретения внутреннего равновесия благодаря сосредоточенности на этом самом «своём внутреннем», являются возможностью вернуть его в настоящее, в момент «здесь и сейчас». Кроме того, когда человек сосредоточивает свое внимание на внутренних ощущениях, он находится только в них (в себе настоящем) и, как правило (это отмечают все по окончании упражнения), не способен думать о чем-либо дополнительно. То есть, благодаря сосредоточению на ощущениях попутно решается вопрос об остановке человеком ненужных, а порой и навязчивых, мыслей.
1.    О чем я сейчас думаю? («поймав» себя на определенных мыслях, человек имеет возможность остановить их беспрерывное и бесконтрольное для самого себя течение)
2.    Хочу ли я продолжать думать, чувствовать и дышать так же или хочу это изменить? (соответственно, когда все процессы становятся предметом осознавания человека, он в состоянии изменить их по своему желанию: расслабить какие-то мышцы тела для обретения более удобного положения, прекратить «умственную жвачку», просто успокоиться в настоящий момент)
Практикуя эти вопросы ежедневно, человек со временем приобретает привычку находиться «здесь и сейчас», становится более осознанным, спокойным и, что самое важное, учится быть хозяином своего тела и мыслей.
Следующее упражнение хорошо помогает выработать навык разотождествления – разрыва существующих связей между самими явлениями и их трактовкой умом человека. 

(1) Выполнение упражнения заключается в следующем: в первой его части человеку необходимо сосредоточиться на том, что происходит внутри него, то есть, на «внутренней» или телесной зоне, и описывать свои ощущения, начиная каждое предложение словами «Я осознаю, что…» (эта часть упражнения схожа с предыдущими вопросами), а во второй части упражнения необходимо сосредоточиться на «внешней» зоне, переключив своё внимание на описание происходящего вокруг него. При этом важно не ошибаться в точном описании осознаваемого и отделять его от надуманного. Например: "Я осознаю, что вижу улыбку своего товарища. И я думаю, что она выражает доброжелательность по отношению ко мне." В данном высказывании факт – улыбка товарища – существует отдельно от его интерпретации самим человеком – доброжелательная. Выполняя упражнение, нужно обращать внимание именно на такие моменты и не путать факты с их собственной интерпретацией: "Я осознаю, что вижу доброжелательную улыбку товарища". Фактом может быть лишь то, что человек видит (слышит, воспринимает с помощью данных ему органов чувств). А трактовка с помощью ума – это уже не факт, а его толкование, и не более того.

 Выполняя данное упражнение, каждый человек сможет заметить, как вроде бы пустяк, не значащий ничего (а на самом деле пустяк показательный), приводит порой к совершенно не пустяковым заблуждениям. Именно таким образом люди часто составляют свои умозаключения, которые ведут к дальнейшим последствиям, из-за которых потом сами же они и страдают (как в анекдоте - сама придумала, сама обиделась). 

Тренировка этого упражнения дает разные возможности: 

- возможность находиться в состоянии «здесь и сейчас», 

- возможность научиться замечать, что происходит с человеком, ему самому, 

- возможность развить свою наблюдательность и даже интуицию, 

но самой важной – в контексте рассматриваемой темы – из них является

- возможность научиться разделять и разрушать привычные и устоявшиеся цепочки, которые люди создают в своем мозгу и которые мешают им воспринимать реальность без искажений.

 То есть, тренировка этого упражнения помогает разрушить работу существующих ограничивающих программ поведения.
С целью формирования новых привычек и поведения я рекомендую своим клиентам выполнение упражнений, которые позволяют им «раскачать мозг», подготовив его на простых практических действиях к принятию и пониманию более важных моментов уже на уровне сознания. Например, таким упражнением может быть выполнение обычных действий, которые человек делает ежедневно, не задумываясь о том, каким образом он их делает. Для тренировки предлагается понаблюдать за собой в те моменты, которые проходят мимо сознательного внимания, для этого человеку предлагается:
- определить, с какой руки или ноги он ежедневно начинает надевать одежду или обувь, в какую сторону размешивает сахар в кружке с чаем и т.п. автоматические действия, на которые раньше он не обращал внимания;
- выбрать таких действий не менее трех или пяти для последующей тренировки;
- сознательно выполнять эти действия, начиная с противоположной стороны (руки, ноги и т.д.).
Максуэлл Мольц в своей книге «Я – это я или как стать счастливым» (2) предлагает дополнить выполнение данных упражнений также заключительной фразой, которую человеку необходимо проговаривать для себя каждый раз в процессе выполнения: «Если я могу изменить это, то смогу изменить и всё остальное в своей жизни».
Поначалу выполнение приведенных упражнений иногда вызывает ощущение ступора или неудобства, однако затем они приводят к нужному результату – человек постепенно становится более гибким и готовым к следующим изменениям внутри себя. Выполнение этих заданий даёт возможность получить новый опыт, который поначалу может показаться нелепым, ненужным и непонятным. Однако только в процессе получения нового опыта человек сможет узнать, насколько на самом деле нелепыми и ограничивающими являются некоторые из его собственных взглядов на жизнь.


(1) Цветков Э.А. «Мастер самопознания или погружение в Я». – СПб.: «Лань», «Полисет», 1995. – 192 с. Часть V. Мастер дизайна. Двадцать простых, изящных и эффективных психотехник.

 

(2)Мольц М. "Я – это Я, или как стать счастливым": Пер. с англ./ Предисловие В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунова. – СПб.: Лениздат, 1992 – 192 с.


20 ноября 2015, 21:10  (впервые опубликована на сайте "Быть собой")

 

Зависимость и ответственность


Два противоположных полюса – зависимость и ответственность.
Зависимыми нас обучают быть с раннего детства – от мнений окружающих, от их оценок наших действий и поведения, от реакции окружающих на наши слова или действия. И много ещё от чего мы приобретаем зависимость в процессе взросления. Например, вся система воспитания человека в Советском Союзе (и не только, вообще в любом государстве) была основана на воспитании зависимости, в данном случае – от общества. Человек в принципе не признавался как цельное, как творец своей жизни, потому что каждый так или иначе должен был стать «винтиком» в большой системе. Именно отсюда у многих наших родителей (а уж тем более учителей) были следующие установки: ориентация на своё мнение (и вообще его наличие) – это плохо, потому что говорит о твоем эгоизме и отделённости от общества, что совершенно не соответствует «моральному облику строителя коммунизма», более того, осуждается большинством. А большинство, как известно, поэтому всегда право. И вообще правы все, кто так или иначе готов тебя осуждать. И мы априори принимали на веру всё это, продолжая во взрослом возрасте так же осуждать себя, неважно за что – ведь если осуждаешь, значит, ты объективен. (Представляете, сколько дерьма мы приносим себе вот таким отношением?) 

В итоге из наших родителей вырастали по большей части люди, не позволяющие себе задумываться о самих же себе, потому что это плохо – думать о себе. А наши родители (или учителя) старательно «вбивали» в наши головы эти же установки. И вот, многие из нас, дойдя до возраста, который называется «средним», и в котором обычно возникает у человека так называемый экзистенциальный кризис, особенно остро ощущают, что что-то здесь не так. С одной стороны – хочется расправить крылья и полететь, но с другой у нас есть куча установок и программ, которые заложены с детства и ограничивают наши возможности. Да, именно ограничивают. Потому что если бы ребенку с детства говорили не «ты – винтик системы», а «ты - совершенно уникальный человек со своими способностями, которые ты можешь развивать, не боясь, что скажут о тебе окружающие, что ты можешь верить своей интуиции и чувствам (а ребенка они никогда не обманывают), проявлять их, не боясь осуждения со стороны», то каждый из нас вырастал бы гораздо более творческой и сориентированной личностью. А самое главное – цельной, с внутренним стержнем в виде своей «самости» и способной давать о себе ответы, а не ждать оценки со стороны. Но редко кого из нас обучали быть ответственными. Не в том, привычном для нас, понимании этого слова – нести ответственность за содеянное, выполнить работу в срок и т.п. Ответственность в смысле быть ответственным за самого себе, знать о себе ответы самому и уметь самому же их находить в случае необходимости. А как может быть ответственным человек, которого с детства учили быть зависимым? 

Что самое плохое – обучившись быть зависимым, во взрослом возрасте человеку сложно отделить себя от данных установок, поверить в себя. И самое страшное последствие такого обучения – сама привычка к зависимости. Ведь неважно, к чему впоследствии может она быть применена. Сначала человека учат зависеть от мнений окружающих, потом он становится зависимым от алкоголя или курения, или наркотиков. Как так, спросите вы? А именно так – неважно, в чем проявится зависимость, ведь человека обучили быть таким, а не каким-то другим – самостоятельным, ищущим и ответственным (за себя, как минимум). И вот «добропорядочные» родственники, поначалу воспитывавшие своего сына в зависимости от своего контроля и мнений, начинают требовать от него какой-то самостоятельности в поведении и ждать – почему это ОН САМ не может справиться со своей тягой к алкоголю?! Возмущаются, звонят психологу, требуют помочь. А кто из них постарался сделать его таким, чтобы он был САМ? Никто. Не видят своего влияния, не понимают, почему он не сам, но обижаться будут на всех вокруг. Такое правило у зависимых – не брать на себя ответственность. Конечно, о нас лучше знают люди, а не мы сами, мы же не эгоисты, значит, люди и виноваты, это они не хотят нам помогать, а мы сами-то люди добрые…
Зависимостей много – прямые и не очень. Одна из разновидностей – зависимость от контроля за зависимостью. Образовалась у некоторых людей, кто изо всех сил старался противостоять системе, противопоставляя ей себя, а в итоге не найдя баланса внутри себя, пришел к тому, что начал бояться быть похожим на зависимых и строить своё поведение, четко контролируя каждый свой шаг – а не поступает ли он так, что это может быть истолковано как зависимость? В итоге стал зависеть от того, что постоянно контролирует себя и окружающих. И всё равно зависим, хотя никогда не признается в этом ни другим, ни тем более себе.
Есть ещё много прочих видов зависимостей. Перечислять грустно. Скажу о другом - тем, кому хочется выйти из возникшего кризиса свободным человеком. Конечно, пока это не прожито на собственном опыте, слова часто воспринимаются как красивые, но неприменимые к себе, а стало быть – пустые. И всё же, для начала просто попробуйте поверить, что не всё, чему вас учили, было самым лучшим. Не потому, что я хочу обвинить родителей или систему. Я вообще не хочу обвинять, я анализирую – что и откуда берется. А поверив, попробуйте не ставить на всё привычные «ярлыки». Начните сомневаться – в своей правоте (ведь не факт, что она – своя, т.е. ваша, это лишь то, чему вас научили), в оценках, даваемых поведению других людей. Начните наблюдать за собой – что вас злит и раздражает в людях, задайтесь вопросом – почему? Поверните ответ в сторону себя, потому что именно с проявлением этих качеств есть проблемы у вас. Старайтесь избавляться от ненужного хлама в виде ограничивающих установок, поверьте – вы можете многое, только ещё не пробовали. Учитесь видеть хорошее вокруг и в себе. Прекратите себя ругать, начните хвалить и поощрять, даже за мелочи. Вырабатывайте в себе способность быть самим собой, т.е. способным понимать и принимать себя и давать о себе ответы самому, и не отчитываться за себя перед окружающими, взращивая эту никчемную зависимость. Ведь именно зависимость не дает человеку раскрыть свои возможности, а значит, не позволяет стать ему творцом своей жизни и счастливым человеком. А счастливым может стать лишь тот, кто живет в мире с самим собой. И такой человек обязательно живет в мире с окружающим миром, но не зависит от него.


9 ноября 2014, 23:20 (впервые опубликовано на сайте "Быть собой")

 

Психологические защиты и реактивное поведение

 

Существует 4 основных типа психологических защит человека, из которых можно вывести уже более конкретные формы проявления этих защит, однако типов - 4: по содержанию того, что лежит в основе защиты.
Что значит "психологическая защита"? Это поведение, при котором человек не решает свои проблемы осознанным путем, а уходит от их решения. Или - РЕАКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, при котором человек не руководит собой сам, а им руководят его реакции.

Итак, типы:
1. возбуждение - или "перевод" проблемы в область какой-то деятельности (далеко не всегда продуктивной), основное в этой деятельности - бурная и не целенаправленная активность (в "треугольнике судьбы" такие люди могут занимать позицию "спасателя"и иногда "преследователя")
2. сверхадаптация - или "долготерпение" - результатом такого "решения" проблем у человека становятся психосоматические заболевания, девиз таких людей: "Бог терпел и нам велел" (позиция "жертвы", иногда переходящая в "преследователя" по итогу долготерпения)
3. насилие - чаще всего по отношению к окружающим, хотя бывает и по отношению к себе (проявляется или как требование соответствия от других своим представлениям, в лучшем случае, или как прямые насильственные и агрессивные действия по отношению к окружающим), девиз таких людей: "Не мы такие - жизнь такая" (позиция "преследователя") 
4. беспомощность - подчинение обстоятельствам (окружающим) и позволение им влиять на себя без всякого сопротивления (чистая позиция "жертвы") девиз: "Такая у нас судьба" (не путать с принятием, которое происходит у человека на другом уровне развития, когда он прекращает заниматься защитами). 

Это очень краткое описание, конечно. Однако и по нему можно увидеть и догадаться, чем в своей жизнедеятельности руководствуетесь вы, например. Не утверждаю, что это должно присутствовать обязательно, но время от времени проявляется у любого человека. Потому что психологическая защита, точнее, её тип, возникает у человека в тот момент, когда он находится в совершенно несознательном грудничковом возрасте. Как раз в момент "отрывания" от материнской груди. А дальше в жизни человек воспроизводит этот тип защиты как неосознанный способ вернуться в то состояние, при котором он был един с матерью и ему не нужно было думать, почему произошел этот отрыв...
А что может придумать ребенок в возрасте до одного-двух лет? Что-то на животно-интуитивном уровне и обязательно травматического (для себя) плана. Из этого "вывода", сделанного тогда, и "вырастают ноги" дальнейшего типа реагирования человека на происходящее с ним в жизни. У кого-то дополнительно накладываются другие "травмы", у кого-то происходит с течением жизни естественное "излечение", а кто-то - даже не вникая в психологические тонкости - берет на себя ответственность самому строить свою жизнь и путем тренировки осознанного отношения к происходящему в ней и внутри себя приходит к НЕ РЕАКТИВНОМУ (ОСОЗНАННОМУ) ПОВЕДЕНИЮ и жизни.

Прочитали? А теперь ещё раз подумайте о своем поведении - чего в нём больше: реактивности или осознанности? 
И знайте, что от реактивного поведения уйти не так сложно, достаточно для начала признать, что это внутри вас (а не окружающие виноваты в том, что раздражают вас) находится источник вашего реактивного поведения. Приведу простой пример: у вас звонит телефон, вы по привычке (реактивно, не задумываясь) берете трубку. Но ведь у телефона нет физической силы, чтобы заставить вас протянуть к нему руку и ответить. Это делаете вы сами. То есть, звонок - это внешний сигнал. А ваш ответ - это ваша реакция. Поэтому поймите, что вы в состоянии ПЕРЕСТАТЬ РЕАГИРОВАТЬ на окружающие сигналы. А в дальнейшем и научиться изменять свою реакцию на осознанное поведение. 
Для тренировки этого существуют приемы остановки своей реакции на внешний сигнал (раздражитель):

- мысленно сказать себе "СТОП" и (особенно для тех, кто водит машину) представить себе знак, запрещающий движение

- счет про себя до 10 в тот момент, когда вы чувствуете, что начинаете "закипать"

- 3 - 5 глубоких вдохов и выдохов (и просто сосредоточение на своем дыхании, для этого задайте себе вопрос: Как я сейчас дышу?)

- "выйдите из себя" - только не криком на другого, а переводом своего внимания вовне: начните в момент "закипания" смотреть по сторонам, желательно даже просто поднять голову повыше - переводя внимание на внешнее, вы выходите из своего внутреннего возбужденного состояния.

В процессе вот такой "остановки" себя вы отодвинете реакцию и в голове у вас прояснится. А это поможет избежать многих неприятных моментов, о которых вы потом наверняка жалеете. 
Тренировка не требует титанических усилий, какие многие иногда совершают в спортзалах)) Она требует простого понимания своей ответственности за свою же реакцию, ну и взрослого (терпеливого и доброго) отношения к самому себе.
Попробуйте. Уверяю вас, что, когда натренируетесь, будете очень собой довольны. Да и от жизни начнете получать гораздо больше радости, ведь вас не будет дёргать изнутри то, что уже давно ушло. Ведь вы сейчас далеко не те мальчик или девочка, которых оторвали от маминой груди, согласитесь?

 

первая публикация в моем сообществе в ВК 21 июля 2016, 9:50

 

"Люди эмоций" и "люди ума" - глава из моей монографии о детских психотравмах 

 

   Существует парадокс, который я наблюдала в процессе работы по преодолению последствий детских психотравм в поведении взрослых людей: чем сложнее и «больнее» были переживания в детстве, тем качественнее человеку удается пройти процесс последующих изменений. Такое положение дел сходно с ситуацией, когда человек находится на грани между жизнью и смертью – тогда сама ситуация позволяет ему в сжатые сроки осознать истинные ценности и отказаться от всего «условного», что сковывало его многие годы. Таким же образом наиболее тяжелые последствия детских психотравм позволяют человеку (в случае, когда он решается и начинает эту работу над собой) пройти процесс преобразования себя намного эффективнее, нежели другому человеку, который был «травмирован» в детстве без насилия или острой душевной боли, однако его «программы поведения» оказываются более ригидными и менее подверженными осознаванию и изменению. Происходит это по одной причине – у такого человека нет ощущения «грани», и даже если его ситуация воспринимается им как тяжёлая, она не представляется ему невыносимой, что и обусловливает зачастую продолжение им жизни внутри существующих программ.
   Ниже я остановлюсь на описании характерных особенностей людей, которые сложились у них в результате детских психотравм: так называемых «людях ума» и «людях эмоций», вынесших из травмирующих обстоятельств определенный способ реагирования, мировосприятия и психологических защит.
   Одним из основных факторов, способствующих «записи» детской психотравмы в качестве программы поведения взрослого человека, является потрясение, переживаемое ребенком в психотравмирующей ситуации. Причем, выше я указывала, что потрясение может быть как произошедшее непосредственно в определенной травмирующей ситуации и переживаемое ярко - эмоционально и болезненно, так и менее болезненное на уровне эмоций, происходящее в течение определенного времени, а не моментально, но имеющее своё последующее влияние на поведение взрослого человека и поэтому также относящееся к травмирующему – потрясение ума - или когнитивный диссонанс: состояние, характеризующееся для ребенка двойственностью либо неоднозначностью трактовки его умом происходящего и вызывающего в силу своей неоднозначности ощущение постоянного дискомфорта. На основании собственных наблюдений за различными людьми и теми последствиями, которые человек выносит из детской психотравмы в виде программы поведения, я условно назвала эти две группы реагирующих отличным друг от друга образом «людьми эмоций» и «людьми ума».
   Для «людей эмоций» основным компонентом в механизме реагирования (как и в момент самой травмирующей ситуации) является эмоциональная составляющая, и именно по ней можно «вычислить» и детскость поведения человека в сходных по смыслу ситуациях, и чрезмерность проявления им эмоций, не соответствующих самой ситуации, происходящей с взрослым человеком. Коррекционная работа с «людьми эмоций» будет направлена на изменение характера реагирования, превращение его из эмоционально-неадекватного в осознанное и конструктивное. И проводить психокоррекцию и психотерапию "людей эмоций" значительно эффективнее, так как они имеют острое желание измениться, а кроме того, способны испытывать эмоции и чувства, что даёт им гораздо большую фору в продвижении вперед по сравнению с "людьми ума", многие из которых порой просто не поддаются психокоррекции и терапии, даже если провозглашают своё желание измениться. 
   Для «людей ума» основным компонентом в механизме формирования психической травмы является «когнитивный диссонанс»: несоответствие того, что ребенок воспринимает (видит и слышит), тому, чему его обучают. Возникает эффект, называемый «не верь глазам своим», в результате которого восприятие мира начинает складываться на основе умственных построений – а точнее, того, как ребенок сам объясняет себе окружающий мир в собственном уме. Точно такой же способ восприятия, построенный зачастую на оторванных от реальной жизни впечатлениях, складывающихся в уме человека, остается с ним на всю взрослую жизнь. Как раз в этом и состоят для него последствия психотравмы – в неспособности отделить себя от своего ума, поскольку реальная жизнь всегда будет представляться чем-то, чему не следует верить. Для «людей ума» успешная коррекционная работа будет состоять в изменении их способа восприятия окружающего мира, то есть, в том, чтобы они научились доверять не только своим умственным построениям, но и другим органам, с помощью которых человек получает информацию о внешнем мире. 

Когда человек, будучи ребенком, длительное время пребывает в состоянии так называемого когнитивного диссонанса (пример клиента Б., в котором взрослые обучали его тому, как «должно быть правильно и хорошо», а в своем поведении демонстрировали нелюбовь и неприятие), он начинает спасаться тем, что защищается от чувств умственными построениями. Его главным вопросом в жизни становится вопрос «Как?», поскольку ответ на него в поведении взрослых является не очевидным: их поведение не соответствует тому, что они говорят ребенку. И этот вопрос «как?» вызывает постоянную работу ума, который в силу имеющегося в восприятии диссонанса приобретает дискретность (от латинского слова «discretus» — разделённый, прерывистый). Ребенок, пребывающий в состоянии дискомфорта от существующего диссонанса между очевидным и обозначаемым, не обучается видеть мир цельным и воспринимать его всеми доступными человеку способами – как с помощью ума, так и с помощью органов чувств. Эмоции, чувства и всё, что связано с ними у человека (общение, дружба, любовь), отходят на второй план, если не становятся вытесненными почти полностью: в данном случае всё зависит от силы диссонанса, его постоянности в течение определенного времени, возраста ребенка (чем более ранний, тем сильнее последствия) и его переживаний по поводу происходящего. Главная проблема коррекции поведения для «людей ума» состоит в том, что, кроме умственных построений, они не имеют других «ориентиров», на которых строится их восприятие мира, с умом для них ассоциируется сама жизнь. Если нет ума (и умозаключений), то нет и самой жизни. 

Но ведь жизнь состоит далеко не из свода выводов, правил и задач, которые можно решить, опираясь на способности ума сравнивать, вычислять и давать оценки. Со временем вся жизнь для «человека ума» становится постоянным травмирующим фактором, ибо не всё в ней можно обозначить или объяснить с помощью умственных построений. Поэтому людям ума бывает так сложно выйти за рамки сложившихся у них «программ поведения» - ум для них есть жизнь, и всё, что выходит за рамки понимания с помощью ума и не может быть объяснено, превращается в очередной «когнитивный диссонанс», который является спусковым крючком для запуска их психотравмирующей программы и возникает замкнутый круг. Человек ума в который раз задается вопросом «как?» и не может найти на него ответ. Коррекцию программы поведения «человека ума» психологу следует начинать с обращения его внимания на его ощущения, на его тело, практически, с обучения такого человека другим, незнакомым для него, способам получения информации об окружающем мире, в результате чего он сможет со временем понять, что помимо ума он может доверять также и тому, о чем сигнализирует его тело. Ответом на вопрос «как?», который человек ума, как правило, желает получить изложенным словесно, является не мысль (скорее даже "умственная жвачка"), а действие. 

Коррекционная работа будет состоять в совершении человеком непривычных для него действий, наблюдении за своими ощущениями (а не мыслями), узнавании себя через испытываемые ощущения, эмоции и чувства, понимании им того факта, что другие способы восприятия мира не хуже уже известного ему, то есть, в обучении его использовать для познания мира наравне с умом свои органы чувств. И в данном случае практическим ответом на вопрос «как?» будет: учиться чувствовать, на собственном опыте узнавать жизнь с её другой стороны. Таким образом, коррекция для людей ума состоит в изменении их способа восприятия мира, который позволит выйти за рамки программы поведения, заданной умом.
   «Людям ума», в отличие от «людей эмоций», сложнее выйти за рамки сложившихся программ также и по причине указанного в начале главы парадокса, поскольку они не реагируют столь эмоционально и более «завязаны» на восприятии мира с помощью умственных построений. Соответственно, ощущение «грани» и «невыносимости» ситуации для них будет свойственно в меньшей мере. Но это не означает, что данная категория людей не нуждается в коррекции поведенческих программ. Это означает лишь, что работа с «человеком ума» для психолога и его клиента будет носить более длительный характер и сопровождаться различного рода «уловками» ума, то есть сопротивлением клиента, причем, зачастую им самим не осознаваемым.
   Такое, абсолютно условное, разделение мною людей на 2 категории осуществлено с целью лучшей ориентации психологов в процессе работы с последствиями детских психотравм в поведении взрослых людей и выделении основного направления коррекционной работы с ними. Кроме того, тем, кто хочет разобраться в себе самостоятельно, описание характерных особенностей людей эмоций и людей ума может помочь узнать в той или иной категории себя и, опять же, определить направление собственных усилий по изменениям – будь то характер реагирования или способ восприятия.

 

Работа «Детские психотравмы как основа программ поведения взрослого человека» издана в феврале 2015 года https://www.lap-publishing.com/catalog/


11 мая 2015, 17:20 (впервые опубликована на сайте "Быть собой")

 

О нравственности как об основе здоровья психики человека

 

Когда-то я писала, что одним из основных отличительных признаков человека психически здорового от не очень здорового является наличие и качество чувства юмора. Конечно, в этом есть своя соль (как в одном из признаков), но не более. И то было скорее шуткой, нежели серьёзным утверждением. Сегодня же хочется поговорить серьёзнее. О том, что составляет основу психического здоровья человека.

На научный труд не претендую. Буду писать лишь свои мысли, сложившиеся из опыта многих лет и общения с разными людьми.
Особенно в последние годы судьба дважды сводила меня с людьми такими, от поведения которых просто волосы на голове вставали дыбом. И приходило чёткое понимание, что самыми чудовищными являются люди, лишённые нравственных основ. Нет, не в осуждение пишу сейчас. А для понимания предмета, о котором буду говорить. Что проку осуждать или обсуждать кого-то, если он и так был обделён на этапе формирования личности, а затем не смог преодолеть в себе этой самой безнравственности.
Нравственность — от слова нрав (так толкуют некоторые словари, и мне это толкование с точки зрения предметно-поведенческой очень импонирует). А нрав — это способы поведения, или — выбор вариантов и способов поведения человеком в зависимости от того, что соответствует его внутреннему содержанию. И вот с внутренним содержанием-то как раз у некоторых дела обстоят крайне сложно.
Откуда же берётся вот то самое внутреннее, из которого потом вытекает нрав (и нравственность или безнравственность) человека?
Ну, конечно, снова всё из детства. Есть такая интересная стадия в формировании психики человека, называется она принципиальная. Соответствует возрасту примерно 10–13 лет (в разных источниках по-разному), то есть подростковому. Как раз в процессе прохождения этой стадии развития психики человек и обретает (или не обретает) одну из главных основ своего настоящего и будущего психического здоровья.
В чём смысл принципиальной стадии развития психики? В обретении чётких представлений о добре и зле, о хорошем и плохом, о вечном и преходящем — причём не так, как это происходило с раннего детства, а с опорой на мотивирующий источник. А вот мотивируются люди, как выяснилось, двумя разными "вещами" — моралью и нравственностью. Мораль — это то, что от ориентации на внешнюю оценку. Часто выражается в стыде и последующем чувстве вины у человека. "Моралисты" — это те, кто обучает своего ребёнка, исходя из — "Как тебе не стыдно? Что скажут окружающие?", и поддерживают в человеке именно чувство вины — чувство принижающее, а не дающее ему возможность стать тем, кто будет в состоянии самостоятельно отличать доброе от дурного. "Нравственники" — те, кто ориентирует ребёнка на внутренний "голос совести" — те, кто даёт возможность своему ребёнку (не без пояснений, конечно) самому определять, что есть хорошо и по каким причинам, а не просто молча следовать указаниям извне, т.к. стыдно не делать того, что от тебя требуют окружающие. Стыд и совесть — вот два "мотиватора", в итоге которых и вырастают люди с ориентацией на внешнее (мораль) и внутреннее (нравственность). Исходя из которых, и в дальнейшем выбирают способы своего поведения.
Оговорюсь, чтобы не дискутировать с любителями споров: в самом понятии "морали" нет ничего отрицательного. Использую его я очень условно, только чтобы разделить "голос извне" (ориентацию на стыд и невозможность самостоятельного анализа событий и выбора соответствующего поведения) и "голос изнутри" (совесть, или Бога в человеке, если хотите, который даёт возможность следовать выбранным принципам в поведении вне зависимости от тех критериев, которые человеку будут пытаться навязать). Пока человек живёт в стыде и вине, он далеко не всегда выбирает то, что достойно — он выбирает или то, что приемлемо по ситуации, или то, что позволяет ему по-минимуму ощущать эту самую вину или стыд. А чаще просто не способен выбирать. Поскольку сделать выбор может лишь человек, обладающий определёнными "нравственными настройками". Когда человек живёт в согласии с совестью, он выбирает то, что нравственно, даже если это неудобно или не поощряется большинством.
Надеюсь, немного разъяснила разницу. Хотя она, в общем, доступна любому взрослому человеку, как наивно раньше полагала я. Оказалось, что далеко не любому. Да, можно сказать, конечно: если взрослость имеется в виду как характеристика психически зрелого человека, то любому. А если взрослость иметь в виду как возраст, то далеко не всем это доступно и понятно. И опыт подтверждает это неумолимо.
Поэтому сегодня я с уверенностью могу сказать следующее: основу психического здоровья человека составляет нравственность. Не отягощённость моралью (родная сестра которой, кстати, гордыня), а именно нравственность — внутренняя чистота, баланс добра и зла внутри человека и способность выбирать поведение своё, исходя из соображений добра, не-предательства, сочувствия и всего,что не противоречит голосу совести. И стыд с виной здесь не уместны и ни при чём. Не порождают они ничего созидательного в человеке. Только страх и безнравственность, которые как по кругу ведут человека от стыда к вине и к поступкам, за которые он ещё больше стыдится и чувствует себя виноватым. "Уроборос" это называется у Пелевина (в описанном смысле)…
А к чему завела тему? К тому, чтобы все, кто ищет опору для понимания других людей (или кто хочет лучше понять себя), в первую очередь обращали внимание вот на это — насколько человек нравственен в своём поведении, на что он ориентируется, принимая какие-то решения в жизни. И тогда многое станет проще, и не нужно будет проходить этапов незначительных "открытий" в других людях и себе. Поскольку самое значительное — это оно, психическое (или нравственное) здоровье. А иметь дело с безнравственными людьми, конечно, поучительно, но весьма разрушительно, и не каждый сможет справиться с последствиями самостоятельно. Поэтому лучше научиться видеть сначала, чем горевать потом.
Есть и ещё одна причина, побудившая меня написать о нравственности. Это моё желание уже как специалиста, психолога, сообщить, что далеко не все качества и способности у человека можно "создать" и взрастить с помощью психотехнологий. Хоть и есть в настоящее время множество таких техник, которые действительно творят чудеса и позволяют человеку приобрести "недостающий функционал" в какой-то области жизнедеятельности, чтобы он смог делать что-то, на что не способен был ранее. Однако нравственность не приобретается за счёт "добавления функционала"… Она обретается либо в соответствующем возрастном периоде развития, либо позже в жизни, когда человек начинает остро осознавать, что ориентирован он в своём поведении далеко не на те "нормы", которые составляют сущностную основу Человека как такового. Осознать подобное можно по одной простой причине: у каждого из нас есть психика (или душа — в переводе с греческого "психэ" означает "душа"), а значит, каждый может услышать тот самый внутренний голос, если очень этого захочет и устанет бояться жизни.
А вот и цитата, которая очень хорошо иллюстрирует поведение людей, не прошедших принципиальную стадию развития психики: "Это был храбрый и толковый начальник, но нравственности низкой — сухой и беспринципный, эгоист, не брезговавший ничем ради карьеры". (П.Н. Врангель "Записки".)

 

первая публикация в моем сообществе в ВК 15 июля 2016, 8:53


Закон воплощения и его проявления в жизни человека


На днях, читая книгу Сергея Викторовича Ковалёва «Как жить, чтобы жить», я в очередной раз вспомнила о так называемом Законе воплощения, который действует во Вселенной, независимо от того, верим мы в него или нет.
Кстати, тем, кто не верит, предлагаю всё же поверить. Зачем? Об этом я напишу в своей статье сегодня, показав на примерах, что как бы мы ни желали чего-то «доброго и вечного», воплощаться будет далеко не всегда оно. И в своей жизни многие из нас не раз убеждались в этом, только не могли найти объяснение – почему я хочу одного, но упорно происходит что-то другое?! А у некоторых не один раз происходит, а циклически повторяясь через определенные промежутки времени. Обычно в таких случаях люди склонны винить обстоятельства или окружающих. И редко кто задумывается и тем более понимает, что воплощаются в жизни не те желания и замыслы, которые мы имеем на сознательном уровне, а в первую очередь те, которыми «заселено» наше бессознательное – наши собственные убеждения, о существовании которых мы и знать не знаем, и вспомнить не можем. Как минимум, самостоятельно не можем.
Откуда они там берутся, эти непонятные убеждения и замыслы, которые становятся практически пророчествами для нас? Часто из детских переживаний, оставшихся в виде принятых решений и сделанных выводов совсем нелогичным нашим детским умом. Иногда эти убеждения для воплощения в своей жизни мы «наследуем» от родителей, бабушек и дедушек. В психике человека такие образования «живут» в качестве незрелых «холодайнов» (этот термин был введен доктором физики и философии, автором книг по психологии и психотерапии Верноном Вульфом). «Единицей сознания, мыслеформой, которая содержит в себе чувство, является холодайн. Холодайны могут быть зрелыми и незрелыми. Первые несут в себе позитивные ощущения, вторые – негативные. И в том и в другом случае это какой-то наш опыт. Холодинамика основывается на том, что сознание развивается на шести уровнях (от зачатия до достижения 10-летнего возраста) – физическом, личностном, межличностном, социальном, принципиальном и универсальном. И на каком-то из них могут возникать негативные ощущения. Так как у ребенка сознание еще не сформировано, он не может объяснить себе очень многих вещей, которые происходят в его жизни, но он обязательно все чувствует и переживает. И эти чувства как бы кристаллизуются, приобретают определенные очень стойкие формы. А значит – живут уже по своим законам, действуют по своим механизмам, которые не всегда подчиняются рамкам формальной логики. Эти холодайны незрелые, но они управляют нашей жизнью. То есть негативные чувства, приобретенные в процессе созревания и формирования сознания, во взрослой жизни создают формы поведения. Они — следствие какой-то причины, каждый холодайн имеет свой причинно-следственный потенциал. То, что вы переживаете сегодня – следствие пережитого тогда, когда формировалась ваша личность. Кроме того, незрелые холодайны могут достаться по наследству: ученые просчитали лабораторно-экспериментальным путем, что мы носим в себе психо-эмоциональную информацию четырех поколений – со стороны матери и со стороны отца. То есть наше подсознание содержит незрелые холодайны бабушек и прабабушек, дедушек и прадедушек, и эти мыслеформы тоже могут управлять нашей жизнью и создавать определенный резонанс. Что такое резонанс? Это когда подобное притягивает подобное. Когда внутри «засела» какая-та проблема, которую мы можем и не осознавать. Тем не менее, эта проблема привносит в жизнь события, или отношения, или обстоятельства, разрушающие нас и ведущие к новым негативным ощущениям. И мы не понимаем, в чем дело.» (из статьи Надежды Корсаковой «Не спешите намыливать веревку»)
Резюмирую: если сказать более простым языком, для воплощения в нашей жизни у каждого (практически у каждого) человека есть так называемые убеждения, которые воплощаются просто буквально. Пример: работая с женщиной, которая обратилась по поводу своего желания обрести спутника жизни, путем определенных вопросов к её бессознательному, мы нашли то самое разрушительное убеждение, которое влияло на состояние дел в её личной жизни. Убеждение звучало так: «Меня нельзя любить». Воплощение в жизни было буквальным – встреченные ею мужчины изменяли ей с другими женщинами. Итогом были разводы и расставания. Как, имея вот такое внутреннее, существующее в бессознательном, убеждение, наладить личную жизнь? Никак. Пока не «вытащишь» его на поверхность сознания, а затем не переформулируешь его на более жизненное и положительно направленное. А ведь на таких неосознаваемых убеждениях с приобретаемым опытом «вырастает» ещё целый ряд других, которые вроде бы подтверждают верность своих умозаключений и выводов. Например: «Все мужчины – козлы». Или «Все изменяют». Или «Никому нельзя верить». И так далее…
И живет такое убеждение и воплощается в реальности до тех пор, пока человек не задумается: а может, это не все козлы, а может, я не прав в чем-то? И дело тут, конечно, не в правоте или вине, особенно своей или родителей (если это ими вдруг когда-то с совершенно благими намерениями нам было «подарено» то или иное убеждение, которое воплощается в нашей жизни). Дело в том, что если вы вдруг поняли, что в вашей жизни происходит явно не то, чего бы вам хотелось действительно, имеет смысл проанализировать – по какому сценарию развиваются события вашей жизни? Попробовать определить содержание и смысл того глубинного убеждения, которое постоянно реализуется в вашей жизни. Понять, что не окружающие – гады и сволочи, которые виноваты в моей несчастной жизни, а я сам (конечно, не по злобе, особенно в отношении себя, но точно сам) «ношу» в себе некое убеждение, которое воплощается в моей жизни и позволяет происходить некоторым событиям, которые происходят именно так, как задумано в убеждении…
К примеру, когда я поняла, что являюсь носителем убеждения «исполнение моих желаний приводит к плачевным результатам или наказанию», очень многое из моего жизненного сценария стало мне предельно понятно и объяснимо. Ведь вывод из такого убеждения становится программой поведения человека, которая и создает все условия для её выполнения. Каким может быть вывод из убеждения «исполнение моих желаний вредит мне»? Верно – не иметь желаний. Причем, во всех областях: хоть в деятельности, хоть в личной жизни, хоть в профессиональной сфере. И всё это действует совершенно независимо от воли человека и его сознания, до тех пор, пока не становится явным.
А если представить и понять, что у одного человека может быть далеко не одно такое убеждение, а много разных (всё зависит от того, насколько психотравмирующим является опыт его раннего детства, а также опыт его родителей и предков), и как все они вместе сосуществуют (а чаще не со-существуют, а борются между собой), то становится совершенно очевидным, почему так мало людей достигает того, что они провозглашают в своих сознательных мечтах, желаниях и замыслах.
Конечно, я писала эту статью, в первую очередь, с целью обратить внимание тех, кто интересуется саморазвитием, на необходимость начинать поиск корней проблем в себе. Повторюсь, не для последующего испытывания чувства вины за свою «тупость» (как говорят некоторые о себе, используя терминологию «любящих» родителей) и не для обвинения своих родных или учителей. А для того, чтобы стало ясно – чем быстрее ты принимаешь на себя ответственность за наличие в себе проблемы, тем легче тебе будет с ней работать и справиться затем. Во вторую очередь, мне очень хотелось сообщить, что в настоящее время в психотерапевтической практике существуют различные способы и подходы для поиска и решения подобных проблем и вредоносных убеждений. Мне очень по душе психотехнологии, которые создал и создаёт Ковалёв Сергей Викторович, поскольку он создает не просто психотехнологии, а помогает людям обретать подлинную радость от собственного бытия путем освобождения от старых программ, которые ум человека воспроизводит как компьютер и не дает ему увидеть, что мир вокруг многогранен и удивителен, и что живёт человек не всегда в том самом чудесном мире, а лишь в мире своих «рамок», заданных имеющимися в арсенале его ума программами. Причем, работа по упомянутым психотехнологиям происходит, в отличие от традиционного психоанализа, в разы быстрее, а в отличие от других направлений, ещё и в разы глубже, точнее и не требует повторений или дополнений к уже сделанному. Ну и, в-третьих, конечно, я хочу сообщить всем желающим изменить свою жизнь и превратить её в действительно жизнь, прекратив выживание, что я могу помочь вам это сделать. Как? А так – путем наведения определенного порядка в вашем бессознательном (с применением инновационных психотехнологий Ковалёва С.В.) и очищения его для воплощения ваших самых смелых и интересных замыслов.


7 мая 2016, 07:25 (впервые опубликовано на сайте "Быть собой")